В этой статье мы рассмотрим два отличных и простых способа понять истинный смысл фильма. Это будет полезно и тем, кто любит смотреть кино, и тем, кто его создает.
«В драме гораздо чаще, чем в других жанрах, люди не говорят то, что думают. Это необязательно обман. Не обязательно увертки или отрицание правды. Иногда персонажам кажется, что именно правду они и говорят. Иногда они сами не знают правды. Иногда им неудобно высказываться начистоту. В хорошей драме правда скрыта за словами. Есть текст и есть подтекст. Это не одно и то же. Они должны отличаться» — Линда Сегер, сценарист, консультант по созданию сценариев и фильмов.
Разбор и анализ фильма — дело нелегкое. Но, как и любое искусство, кинематограф заключает в себе много скрытой прекрасной материи, добраться до которой можно только следуя подсказкам автора. Цветовая гамма, монтаж, символы и даже одежда персонажей могут рассказать больше, чем сами герои фильма. Любой смысл, который вы найдете в кино будет сугубо личным, исходя из вашей персональной истории. Как любит говорить Евгений Еременко, член жюри нашего кинофестиваля: «Даже сами авторы не знают о том, что они хотели сказать именно это». Если дать один фильм кинообозревателям и попросить его проанализировать, то результат будет совершенно разный.
Однако, есть два способа понять о чем именно фильм, какая у него сверхзадача. Первый способ используют большинство обозревателей.
1) Простое изложение сюжета своими словами. Интересное открытие может случиться, если посмотреть фильм, а потом рассказать о чем он другу, который его не видел. Ну, например, взять фильм «Один дома». Мальчик ругается с семьей накануне поездки в отпуск и, поддавшись эмоциям, изъявляет желание остаться одному. В отпуск семья летит без него, а с мальчиком случается неприятность и он вынужден в одиночку бороться с преступниками. Здесь фабула сюжета достаточно проста, основной посыл: прежде чем мечтать о чем-то, подумайте, действительно ли вы этого хотите. Ну и еще: семья — наше все, нужно любить друг друга вне зависимости от настроения.
Используя этот метод, можно расшифровать почти любой фильм. Исключая только сложные, многоарочные и авторские картины, например, «Интерстеллар», «Матрица» и тому подобное.
2) Этот способ придумала Линда Сегер. В своей книге «Скрытый смысл. Создание подтекста в кино» она его описывает максимально просто. При просмотре фильма вести записи в блокноте в две колонки. В первой писать историю персонажа, которая озвучена словами, а во второй — то, что становится понятно из контекста. Нужно наблюдать за мимикой, жестами, поступками героя, которые также являются информаторами для зрителя. Этот метод подойдет для более сложных картин и, если вы его попробуете, то он поможет понять многие моменты сюжета, скрытые глубже.
Для тех, кто делает свое кино и пишет сценарии, оба эти метода могут существенно помочь в создании дополнительных деталей — информаторов.